Копилка мастеров. ФРАНЦИЯ ПРОТИВ ГЕРМАНИИ. ЭМАЛЕВЫЕ УКРАШЕНИЯ ЭПОХИ МОДЕРН 1930-1960 гг. (автор Джинджер Моро)

(Original English version is here)

Браслет с французской блестящей эмалью, подписанный "Emaux d'art" H Bevaud, Limoges"
 Немецкий браслет из звеньев с матовой перегородчатой эмалью и стилизованными изображениями рыб. Браслет подписан символом "S" в круге. Для компании Scholtz & Lammel

О различных эстетических восприятиях Франции и Германии XX-го столетия говорит разница в стилистических подходах к декоративному искусству двух стран. Во французском Art Nouveau применялись характерные дизайнерские элементы, такие как струящиеся завитки волос или пластичные флористические узоры в технике plique à jour ("пропуская дневной свет"). В то же время, немецкие художники движения Jugendstil "успокоили" чувственные линии французских мотивов, усмирив избыток  женственности Belle Epoque. 

Геометрические дизайны Art Déco во Франции были вдохновлены зиккуратами Центральной Америки, Египетскими пирамидами и африканскими племенными орнаментами. Мастера Франции экспериментировали с дорогими материалами. К примеру они использовали экзотические сорта древесины, восточные лаки, драгоценные металлы, гильошированную эмаль. Немцы же, следовавшие строгим принципам Баухауза, отобразили индустриальные веяния 1930-х. Выбор пал на такие обыденные материалы, как хром и галалит (казеиновый пластик, производимый на тот момент Якобом Бенгелем (Jakob Bengel). 

Различные эстетические подходы, в том числе к эмали, перенеслись и в послевоенные годы. Французы создавали украшения с витражной цветной эмалью в Лиможской традиции. Немцы отдавали предпочтение технике матовой перегородчатой эмали.

ПРОЗРАЧНОЕ ПРОТИВ НЕПРОЗРАЧНОГО.
СВОБОДА ПРОТИВ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ.
L'air du temps vs. zeitgeist

Обе эмалевые техники имеют свой исток в древности. Цветные лиможские эмали были любимы в XV-м столетии. Они являются главным методом создания портретов королевской и других знатных семей. В этой технике эмаль наносится кистью без использования перегородок. Эмалевые броши и браслеты XX-го столетия с флористическим узором подписывались как "Emaux d'art", "Limoges", и затем следовало имя автора, среди которых такие мастера, как Fauré, Vergolle, Peltant, Brevers, Duban-Crystal, Arnault, Bevaud.

В 50-60-х годах во Франции использовали в основе украшений медные пластины, покрытые серебряной фольгой, и выпуклыми эмалевыми областями, которые назывались “конфетки” (около 1 дюйма в длину). Эти эмалевые элементы приплавлялись к основанию, имитируя драгоценные камни-кабошоны. Первый прозрачный слой эмали приплавлялся к медной или серебряной основе, покрытой серебряной фольгой. Далее накладывались последующие слои. Такой процесс требует четкого контроля температуры для того, чтобы “конфетки” не растрескались после охлаждения. Каждая эмалевая часть сопровождается слоем конр-эмали, это помогает избегать деформаций.

Три браслета с блестящей эмалью в виде приплавленных “конфеток” формы кабошон и золотым задником, автор Андре Базу.1960

Андре Базу(Andrée Bazot) была одним из наиболее талантливых эмальеров послевоенного периода. Свободные формы и оригинальные палитры характерны для ее буйных дизайнов. И каждое украшение - единственное в своем роде, полностью сделаное вручную. Она украшала последний слой эмали 18-каратной позолотой, что выглядит одновременно, чувственно и женственно. Андре создавала украшения на основе стилизованных растительных и биоморфных форм. Ожерелья нанизывались на позолоченные цепочки формы “мышиный хвост”. На прозрачном слое контр-эмали, приглядевшись, можно найти надпись “Париж”. Все серьги, браслеты, броши, кольца и ожерелья обладают поразительной цветовой комбинацией.

Бирюзовые “конфетки” и позолота с бирюзовой контр-эмалью, подписано Андре Базу.

В то же самаое время, немецкие мастера тяготели к технике матовой перегородчатой эмали , суть которой в том, что перегородки из металла приплавляются в медной или серебряной основе и разделяют цвета. Получившиеся в результате ячейки заполняются эмалью, и поверхность полируется. Еще в X-м веке н. э. византийская принцесса показала эту древнюю египетскую технику в Германии. В  XX-м веке для придания матового блеска при обработке поверхности эмали начала использоваться плавиковая кислота.

Во время Второй Мировой войны города, где прежде создавали украшения, были превращены в центры производства военной амуниции, а позже - разрушены авиацией Союзников. Выжившие и поднявшиеся из послевоенных руин такие фирмы, как Perli, Scholtz & Lammel, G Bunge и Wilhelm Leyser продолжили традицию от геометрических форм "Эпохи Машин" до биоморфии 50-х. Слой контр-эмали на задней поверхности украшений отличался по цвету от художника к художнику, и сейчас это помогает определить авторство украшения, т.к. многие работы так и остались без подписи автора.

Компания Марты Мэй (Martha May) - Perli Werkstätte (основана в 1922) переключилась в 1935г. с производства жемчужных украшений на создание эмалей. Работы Perli были показаны на Всемирной Выставке в Париже, 1937г. Мужские и женские украшения с матовой эмалью маркировались “Perli”, иногда добавлялась надпись "handarbeit" (создана вручную). Контр-эмали на обратной стороне украшений были или глянцево-черными, или пестро-серыми. 

Компания Scholtz & Lammel была основана в немецком городе Idar-Oberstein. Место славилось обработкой драгоценных камней. Дизайнер Sigrid Gottstein, который работал на эту фирму, создал узнаваемые геометрические дизайны таких украшений, как кулоны, кольца с регулируемым размером, секционные браслеты и запоноки. Фирменный знак "S" в круге встречается на некоторых украшениях Scholtz & Lammel



Пять кулонов, кольцо и запонки с матовой перегородчатой эмалью от Scholtz & Lammel и Wilhelm Leyser
Эмали Willhelm Leyser появились на свет также в Idar-Oberstein, на застежке можно найти маркировку "WL". Leyser украшал свои браслеты стилизованными изображениями рыб или ромбов и всегда покрывал обратную сторону прозрачной эмалью чистого синего цвета. 
Три манжетных браслета в технике матовой перегородчатой эмали с биоморфными дизайнами 50-х и один браслет в технике выемчатой эмали, положенной на серебряную фольгу. Созданы Scholtz & Lammel, ("S" в круге") и Wilhem Leyser ("WL")
Кольца с матовой эмалью от Scholtz & Lammel. Все медные кольца настраиваются под нужный размер, имеют маркировку на конр-эмали в виде буквы "S" в круге
По сей день коллекционеры продолжают поражаться разнице подходов и дизайнерской традиции двух соседствующих стран - Франции и Германии.
____________
статья: Джинджер Моро
фото представлены при содействии: Аманда Юманс (Amanda Youmans) для галереи Кентшир в Нью-Йорке (Kentshire Gallery, NY)
Веб-дизайн: Марбет Шон (Marbeth Schon)
copyright © 2006 MODERN SILVER magazine  

Комментарии

  1. Интересно, у минанкари тоже получается египетские корни? Ольча, а "конфетную" технику еще не пробовала?
    Очень познавательная статья! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Ленча, спасибо за спасибо. ))) Статья подкинула и мне сюрприз про египетские корни. И да, т.к. минанкари - перегородчатая грузинская эмаль - появилась в Гриузии благодаря связям с Византией, она имеет корни там же. "Конфетную" еще не пробовала. :) Это - отдельное направление, в котором интересно порыться в будущем!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий