ГИЛЬОШИРОВАННАЯ ЭМАЛЬ. ИСКУССТВО ПОЙМАННОГО СВЕТА.

Так что же такое "гильош"?
Слово происходит от французского "guilloche" - узор из волнистых линий.

А это - штриховка на металле резцом. Эмаль называется гильошированной, когда она наносится поверх гравировки (резьбы). За кажущейся простотой мотива гильош, кроются долгие скрупулезные расчеты точности жеста, которые после задаются техническим приборами. 



Гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. Он позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. 




А дальше за дело берутся настоящие алхимики искусства эмали. Цветные пигменты смешиваются вручную и спекаются при температуре 800 – 900 градусов, затем происходит глянцевание, придающее изделию прозрачность и характерный блеск. Именно это сочетание — фактуры металла, подобное снежинкам, чешуйкам и цветных эмалей, уже несколько веков восхищает всех своим внутренним сиянием и разнообразием рисунка.




Гильошированная эмаль получила свое рождение во Франции. Там же появился и гильоше. Впервые его применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Эта резьба выглядела как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид. Уже с середины XVIII века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.





Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже. Если взглянуть на самую известную серию изделий «Яйца Фаберже», можно понять, как часто и разнообразно ювелиры мастерской использовали декор гильошированной эмалью. Иллюстрируя наш небольшой материал, мы выбрали как и всемирно известные сокровища Фаберже — яйца «Весенние цветы» и «Коронационное», так и предметы быта и украшений, отличающиеся свой формой, рисунком и цветом, для более широкого взгляда на гильошировонную эмаль.

Кстати, посмотрите прекрасное видео музея Фаберже. В нем показаны сюрпризы самых известных Пасхальных яиц.





В начале XX века европейский мир активно начал применять технику эмалей, в частности гильош, в более доступных демократических украшениях, табакерках, веерах и т .д. 









Комментарии