Знакомство с перегородчатой эмалью. Как это было...

Год назад я поехала в своё третье по счету путешествие в Грузию. В отличие от первых двух поездок, эта  начинала мой первый курс обучения технике перегородчатой эмали в тбилисской мастерской-галерее Теи Гургенидзе “ОРНАМЕНТ”.
Тея все видит. :)

Интерес к эмали возник в тот момент, когда в журнале Гео увидела репортаж про эти украшения.  Уже гораздо позже статья опять попалась мне на глаза. С удивлением поняла, что в ней было фото Теи.

Обучение в Тбилиси несло с собой новый опыт жизни и учебы в иной стране.  Удивило то, что мне действительно понравилось вживаться в новое место, узнавать индивидуальные привычки, ходить за продуктами в те же магазины, где покупают жители города. Посещать те же кафе и ресторанчики, которые любят горожане. Знать, где варят лучший кофе в турках.  И даже, где и как можно заплатить за интернет. Конечно, ехала я не на пустое место. За две предыдущие поездки обзавелась несколькими друзьями-знакомыми, которые помогли поначалу сориентироваться на местности и начать синтегрироваться. :)
 
Итак, вернусь к цели поездки – обучение перегородчатой грузинской эмали.  

Когда я принимала решение про обучение, понятия не имела, в какой глубокий мир собираюсь нырнуть. Иначе говоря, относилась к будущему процессу легко, если не сказать легкомысленно.  Прежде занималась масляной живописью и росписью по шелку(холодным батиком). Но, находясь в мастерской ОРНАМЕНТ, с каждым новым днем углублялось осознание того, какого внимания, преданности и денежных затрат (оборудование и материалы) требует хорошая, авторская эмаль. 
Конечно же, не удалось избежать тотальной внутренней истерики. :) Проще говоря: человек или занимается эмалями, или не занимается. Белое или черное. Серого не существует. Не работает такой ход мысли: разок в месяц сделаю эмаль, не напрягаясь, без затрат, и будет все радостно и легко.

Эмаль – настоящая эгоистка, требует сдаться ей полностью,  внутренне согласиться на новый образ жизни и новые знания. Естественно, можно перейти к Плану "Бэ": принять синюю пилюлю, забыть все, чему учили в Грузии, вернуться назад к привычной жизни. 
Тут прошел один из самых прекрасных месяцев в моей жизни!
Скажу откровенно, поначалу графический дизайн перевешивал. Больше 12-ти лет работы, ззнакомые программы и приемы, сформированный круг клиентов и хорошие рекоммендации. Совсем нелегко отказаться от гарантированного заработка, от постоянного куска хлеба, временами даже с икрой. :) Ведь, нету гарантии того, что я чего-то достигну в новом деле. А тем боллее, смогу этим заработать на жизнь. 

После немалых раздумий и колебаний я все же выбрала первый вариант. 


Месяц занятий в мастерской в Тбилиси, действительно, оказался только началом. Это понятно только сейчас, после периода самостоятельной работы. Даже представить не могу,  сколько еще открытий и находок  обнаружится по пути. 


Эмаль - это часть огромнейшей области ювелирки. И чего там только нет: от обработки металлов, до 3D моделирования!
Любимый материал эмальера - хорошая эмаль!
Все работы, которые были сделаны при обучении, помню наизусть. Например, самая первая работа - кулон-брошь «Стрекоза».  Это было начало знакомства с медью. 



Со вторым украшением дело пошло проще:


Наиболее привлекательным показалось серебро. Вопрос личных предпочтений. Опытные эмальеры считают, что самым красивым блеском обладает золотая поверхность. Золото придает цветным эмалям особую теплоту. Лично же я люблю именно белые металлы, несмотря на прохладу, которую они сообщают цвету.

Так что же с процессом обучения?! Эхх. Весь месяц мы учились работать с муфельной печкой, гнуть перегородки по узорам (нарисованным или распечатанным в натуральную величину украшений), учились обращаться с разными металлами и эмалями, привыкали к нужному образу мышления. 
А еще покупали нужные инструменты, шлифовали, работали с кислотами, фотографировали и записывали все, что составляло привычный процесс эмалирования. И много-много другого, включая ночные прогулки по Тбилиси и пробы грузинских вин в городских винотеках и кафешках. :)))  
Мистический ужас первых недель - муфельная печ. Самое жерло.
Напоследок была задача сделать эмаль на медной основе с серебряными перегородками. Фишка в этом случае состоит в четком температурном мониторинге. Из-за разных температур плавления и теплоемкости нужно смотреть во все глаза за перегородками, иначе они могут наклониться или попадать на поверхность. А труда - жаль! Пока с перегородками порешься в первые месяцы, дрожишь над каждой, как над младенцем. :)

Результат получился на удивление удовлетворительным:


Комментарии