Копилка мастеров: ЭРМИЛЕ МАГРАДЗЕ(ERMILE MAGHRADZE). ВОЛШЕБНИК, ОЖИВИВШИЙ ГРУЗИНСКУЮ ПЕРЕГОРОДЧАТУЮ ЭМАЛЬ.
For English, please, read the article about Ermile Maghradze from Georgian publisher.
Красота грузинской перегородчатой эмали завораживает большинство тех людей, кто когда-либо встречался с ней - в Грузии или за ее пределами. Трудно не прийти в восторг от цветных картин на металле, ведь эмалирование - редкое искусство, в котором мастер мирит между собой совершенно разные по характеру материалы. Смотришь на украшения и чувствуешь, будто в металл вдохнули душу и эмоции с помощью эмали.
Историки говорят, будто в 15-м веке искусство грузинской перегородчатой эмали было полностью утрачено (ниже есть факт, заставляющий усомниться в этом утверждении), несмотря на длительную - почти тысячелетнюю - историю развития в самой Грузии. И только в 20-м веке оно было восстановлено мастером Эрмиле Маградзе, который в течение 30 лет вел свои научные исследования искусства Средневековья.
Данная техника эмали пришла в Грузию из Византии, поэтому мастер изучал произведения искусства этих двух стран. Еще в тот древний период уровень мастерства был так высок, что Маградзе считает: до сих пор современные произведения не дотягивают до прежних высот мастерства. Особое внимание было уделено хорошо сохранившемуся образцу искусства перегородчатой эмали - Хахульскому триптиху (монастырь Хахули).
Эмалевые медальоны Хахульского Триптиха (Enamel medallions of Khakhuli Triptych) |
Копия эмалевого медальона с изображением Симона Кананита. Хахульский триптих (Khakhuli triptych). Эрмиле Маградзе. |
В настоящий момент Маградзе - сотрудник Музея Изобразительного Искусства, работает искуствоведом-хранителем в отделе драгоценных металлов и стекла. Многие годы он ухаживает за произведениями искусства Грузии и Византии. Эрмиле не гнушается разговоров про имперское наследие, хотя особенно горд существованием независимой грузинской школы:
"Достаточно сложно описать разницу между византийскими и грузинскими эмалями, как и влияние предудыщих на последующие. Я не собираюсь поступать в духе псевдо-патриотизма, объявляя все исключительно аутентично-грузинским, хотя существование независимых мастерских в Грузии не вызывает сомнения и является подтвержденным фактом. Во всяком случае, существует трактат короля Вахтанга VI "Про смешивание масел и химические реакции", который описывает различные методы приготовления цветного стекла. Следуя данному трактату как руководству, я произвед изменения и тесты и убедился, что стекло может быть приготовлено достаточно хорошо. Грузинские мастерские прекратили существование к 15-му столетию, но тот факт, что даные дожили до времен Вахтанга VI указывает на существование традиции в течение целых двух веков. Вот вам и один из примеров того, на что исследователи не обращают внимания. Историки не рассматривают записи (свидетельства) всерьез. Вместо этого, они относятся к ним как к неубедительным. В реальности же имеем то, что Вхтанг знал, как приготовить стекло и делал это в то время, когда Византия уже была разрушена. Он был королем, и имел возможность сделать запрос о существовании мастеров. А позже по записанным формулам делал тесты и получал результат, который ожидался.
Так если эти знания существовали в 18-ом веке, то каким образом они могли исченуть в более ранний период?"
Колхидский шлем, археологическая находка (Colchian lid, archeological findings) |
Колхидский шлем, копия Эрмиле Маградзе. (Colchian lid, Ermile Maghradze) |
Шедевры перегородчатой эмали преимущественно датируются Средними Веками. В тот период главными центрами создания эмалей были монастрыри. Согласно мнению Эрмиле Маградзе, каждая работа отражает духовность ее создателя, а также образ мышления той эпохи.
"В 15-м столетии мода на перегородчатую эмаль прошла. Люди больше не нуждались в таких украшениях. В целом рубеж 14-го и 15-го века стал временем глобальных изменений в Мире, которые отражали космические изменения. Это оставило отпечаток. Прежде существовало иное отношение к духовности, больше смотрели на Восток и на ангелов. А на стыке двух веков отношение изменилось в сторону более прагматичного."
"Хорошим примером перехода является обработка драгоценных камней. В прежний период, когда человек добывал минерал для украшений - будь то сапфир или рубин - он очищал и полировал камень, стараясь не слишком его менять, сораняя форму, данную Богом. Однако, начиная с 14-го столетия, люди стали обрабатывать минералы, придавая им продуманную геометрическую форму.
Тогда же потребовалось, чтобы поверхность камня была чисто вышлифована, без изъянов и неровностей. Такой же подход коснулся и эмали: трещинки и неровности поверхности, которые обычно рассматривались как нечто естественное, стали восприниматься как дефект. Старые эмали Византии и Грузии имеют высоту от 2 до 3 миллиметров, что порождает естественые трещинки.
После 15 столетия мастера стали избегать деффектов, поэтому работы европейской школы стали очень тонки. Следовательно, произведения с эмалью стали идеальны - гладкая поверхность плюс яркие цвета. В пример можно привести Питера Карла Фаберже, великого ювелира 19 и 20 столетий. Ни одной неправильной линии, ни одного изъяна, только идеальные геометрические формы."
Художественные произведения Эрмиле Маградзе хранятся во многих церквях. Несколько лет назад Папский нунцио Ватикана в Грузии заказал крест в подарок новоизбранному Римскому Папе Бендикту XVI. Однако же, мастер в основном сосредоточен на своих академических исследованиях, не имея времени на выполнене индивидуальных заказов. При поддержке нунция Клаудио Гугеротти он инструкировал нескольких молодых эмальеров. И с удовольствием в продолжит такую деятельность в будущем.
Более того, Эрмиле намерен собрать все свои разнообразные исследования, проходившие в течение всей жизни, в одну книгу, как руководство для интересующихся и работающих с эмалью людей.
"Я хочу сказать, что значит это искусство на самом деле. Правда и ложь достаточно сильно переплелись между собой. Не слишком красиво делать кому-либо замечания, но многие превратили искусство в коммерческую деятельность исключительно ради денег и уничтожили истиное искусство.
Это - ошибочный путь, который может привести к тупику в развитии нашей национальной культуры".
Это - ошибочный путь, который может привести к тупику в развитии нашей национальной культуры".
Крест, созданный для Папы Римского Бенедикта XVI, Эрмиле Маградзе. (The cross created for Pope of Rome Benedict XVI, Ermile Maghradze). |
В декабре 2013 году в Тбилиси по инициативе Грузинского Национального Музея Эрмиле Маградзе организовал событие - "Возрождение утраченных технологий". Для всех тех, кому интересна эмаль - история и традиции - Эрмиле воссоздал процесс работы в мастерской Средних Веков: от инструментов, до старинных методов варки стекла и обработки металла. Еще одна интересная часть экспозиции - документальный фильм Мухрана Махарадзе(Mukhran Makharadze), запечатлевший процесс работы мастера Маградзе.
Мне сложно выразить благодарность за работу маэстро Маградзе. Благодаря ему (в том числе) имею возможность почувствовать переемственность искусства поколений.
А что может быть более вдохновляющим, чем мысль о династиях мастеров, что хранили и передавали традицию, прямо до сегодняшнего момента. А мы можем любоваться красотой, продолжая их путь.
Использованы выдержки текста с интервью Эрмиле Маградзе(Ирина Багаури).
Фото: Mukhran Makharadze
Комментарии
Отправить комментарий